ИНСАЙТЫ | Культура компании 7 июля 2017 г.

Десять признаков токсичной корпоративной культуры

Автор: Лиз Райан (Liz Ryan)
Источник: портал "ДЕЛО"

Лиз Райан (Liz Ryan)
Лиз Райан
(Liz Ryan)
Чаще всего проблемы у сотрудников компаний возникают не от содержания работы или поставленных задач. Сложности начинаются из-за политики компании, глупых правил и негативных эмоций, которые распространяются по коллективу.

На самом деле вины работников в возникновении этих трудностей нет. Всегда виновата компания. Плохая культура — это грязь в двигателе, которая сначала замедляет его работу, а в конечном счете полностью ломает механизм. Когда в компании культура здоровая — работа делается гораздо легче и эффективнее. Очень много умных и способных людей покидают свои рабочие места не из-за самой работы или компенсационных пакетов, а потому что устают ежедневно "толкать огромную глыбу плохой культуры" в гору.

Наверняка многие уже были в подобных ситуациях. Вы можете долго "не замечать" своих мучений, но в конце концов остановитесь и спросите себя: "Зачем я это делаю? Никто этого не оценит. Что я пытаюсь доказать?" И рано или поздно приходит ответ: "Это все слишком сложно, я не думаю, что в ближайшее время что-то изменится в лучшую сторону, я больше не могу этого делать".

Большинство руководителей с трудом могут открыто признать проблемы в корпоративной культуре. Они боятся увидеть то, что сами способствовали развитию токсичной культуры в своей компании.

Страх — это тема, в обсуждении которой нуждаются все, но делают это единицы. Чего может бояться генеральный директор? Он боится не достичь своих целей, поэтому кричит и грозится "всех поубивать". Он боится выглядеть глупым перед подчиненными, поэтому вещает с трибуны "умные" слова, хотя должен просто сказать "На самом деле я не знаю, что мы должны делать. Ребята, что вы думаете?"

Плохая культура — это грязь в двигателе, которая сначала замедляет его работу, а в конечном счете полностью ломает механизм

Он боится выглядеть не топово, поэтому делает заявления, а не общается с талантливыми коллегами во время брейн-штормов. Он боится услышать плохие новости, которые могут угрожать его самооценке, поэтому создает вокруг себя стену, которая ограждает его от подобной информации.

В компании с неустойчивой корпоративной культурой любой может поговорить ни о чем, но, когда речь заходит о культуре в компании, все находят оправдания, чтобы не высказывать своего мнения по этому поводу. Работники говорят: "Я не будут говорить, меня могут за это уволить". Менеджеры среднего звена находят другое оправдание: "Что я могу сделать, чтобы изменить ситуацию? Я всего лишь менеджер первого уровня". Вице-президент скажет: "Я не могу ставить под угрозу свою позицию! Мой генеральный директор не хочет слышать правду". Даже генеральный директор может сказать: "Моя команда ничего не говорит мне. Что я должен делать, если люди молчат?"

Вы растете и как профессионал, и как личность, когда задаете вопросы или замечаете какие-то сложности на своем рабочем месте, независимо от того, какую роль в компании вы выполняете. Возможно, необходимы изменения в алгоритме управления проектами или существуют сложности в коммуникациях между отделами. Каков бы ни был вопрос, постарайтесь найти в себе смелость подобрать правильное время и слова, чтобы вынести его на обсуждение и принять меры.

Когда вы в первый раз поднимете сложную тему, конечно, вам может быть страшно. Но говорить правду, которая вас волнует, гораздо лучше, чем впустую волноваться о том, чего вы якобы не можете изменить.

10 признаков токсичной корпоративной культуры:

  1. Отсутствие общения, улыбок, шуток и поддержки в коллективе. Формальное взаимодействие, напряженная атмосфера, которую хорошо чувствуют новички, но уже не замечают "старожилы" компании.

  2. Зацикленность на должностях, инструкциях и иерархии. Власть, даже мнимая, более важна для людей, работающих в токсичной среде, чем миссия, которую они якобы преследуют. Статус, "картинка" и надбавки для них важнее успеха, измеряемого другими критериями, и важнее уровня доверия в команде — хотя об этом они даже не задумываются.

  3. Повышенная важность правил и политик. Это более важно, чем здравый смысл коллег, их многолетний опыт или богатый контекст ситуации, с которой вы имеете дело. Все боятся быть оштрафованными за нарушение правил и поэтому "не высовываются", стараются быть как можно более незаметными.

  4. Отсутствие взаимодействия между менеджерами и сотрудниками. Их взаимодействие если и возникает, то представляет собой одностороннюю связь, в которой менеджер сообщает подчиненным, что делать. Других разговоров и сотрудничества между руководством и всеми остальными нет.

  5. Сотрудники молчат о своем недовольстве, даже если оно слишком сильное. Представители управления персоналом не принимают участия в жизни коллектива и притворяются, что не замечают гнетущей обстановки. Естественно, в такой ситуации они не могут быть поддержкой для других сотрудников.

  6. Внимание сконцентрировано на нарушениях и недостатках, а усилия и победы не признаются.

  7. Сотрудники не высказывают своего мнения даже тогда, когда им ставят невыполнимые цели, выдвигают глупые идеи и заставляют работать по нереальным планам. Они молчат на работе, но после жалуются друзьям на глупых руководителей с их глупыми заданиями.

  8. Закулисное общение во много раз эффективнее официальной системы коммуникаций в компании.

  9. Полное ограничение свободы действий при выполнении работы: каждая, даже самая маленькая процедура прописана до мелочей. Сотрудники вознаграждаются (если вообще вознаграждаются) только за следование правилам, но никогда за инициативу и новые идеи.

  10. Страх присутствует всегда. Разговоры шепотом на лестнице, постоянное беспокойство за сохранение своего места… Никто не в безопасности и все на грани.

И еще один, обобщающий признак токсичной корпоративной культуры — отсутствие сообщества. Те немногие, которые "осмеливаются" пошутить друг с другом, подвергаются подозрительным взглядам и пересудам тех, кто боится поднять голову от стола. Откровенные люди и инициативные мыслители не задерживаются в такой компании, они испытывают отвращение и уходят или же "их уходят".

Не стоит тратить время на работу в такой компании. Если пока нет возможности заработать в другом месте, срочно начинайте поиск новой работы и как только найдете, уходите из токсичного места, иначе оно может вас затянуть, как болото. Всегда развивайтесь, говорите о том, что вам не нравится, честно и прямо, не бойтесь выглядеть "другим".

По материалам "Ten Unmistakable Signs Of A Toxic Culture", Forbes.

Об авторе:

    Лиз Райан (Liz Ryan), коуч, основатель и СЕО консалтинговой компании Human Workplace, колумнист Forbes.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу ZettelkastenКак делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу Zettelkasten
Строим доверие по методикам спецслужбСтроим доверие по методикам спецслужб
Разум под контролем. Неочевидные стратегии достижения целейРазум под контролем. Неочевидные стратегии достижения целей

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)