ИНСАЙТЫ | Работа 9 сентября 2013 г.

Если друг оказался вдруг...

Автор: Наталья Дорошенко
Источник: "Власть денег" (№18-20, 2013)

Сторонники расхожего мнения "хочешь потерять друга — начни с ним работать", лишают себя верных соратников и комфортного общения на рабочем месте. Получить максимум бонусов от работы "со своими" можно.

Если друг оказался вдруг...
Автор коллажа:
Олег Локтев
Британская компания по управлению крупными состояниями BarclaysWealth в конце 2012 года опросила более 2 тыс. состоятельных людей из 20 стран Европы, Северной Америки и Ближнего Востока, чтобы выяснить их отношение к семейному бизнесу и бизнесу с друзьями.

Помимо ярко выраженных культурных различий, согласно которым европейцы меньше всего склонны вести бизнес с близкими (лишь 8% опрошенных согласны брать в бизнес "своих"), а индусы только так и видят свой бизнес (81%), результаты опроса зафиксировали любопытный тренд.

Оказалось, что по сравнению с 1990-ми количество желающих вести бизнес с семьей и друзьями уменьшается. Есть еще одна закономерность — чем богаче люди, тем жестче они придерживаются правила не впускать в бизнес своих.

Вопреки расхожему среди украинцев мнению, что с друзьями не работают, текущая ситуация в Украине более схожа со взглядом на происходящее в Индии. "Не секрет, что, несмотря на все официальные и негласные запреты на работу родственников и друзей в подчинении, не меньше половины украинцев устраиваются на работу и делают карьеру именно таким путем. Очень немногим удается занять хорошее место без протекции, совершить существенный карьерный прорыв. Единственное исключение — это иностранные компании", — считает Зоя Степанец, руководитель HR-консалтинговой компании TalHR (штат — 15 чел.).

Учитывая такую ситуацию и отсутствие перспектив к ее изменению, руководители должны научиться эффективно управлять такой специфической категорией персонала, как "друзья", чтобы и "своим" помочь, и внакладе не остаться.

Веселые истории

В работе с близкими людьми есть три камня преткновения.

Эффект "мы в ответе за тех, кого приручили". Человек, которого приняли на работу по дружбе, подсознательно ожидает, что друг взял его под свое крыло и будет заботиться о нем и о его карьере.

"Знаю массу историй, когда сотрудник, которого взяли "по дружбе", уходил из компании от "друга-босса" обиженным, не получив возможное повышение. Аргументы в пользу других кандидатов, как правило, не принимаются. Позиция такая: "везде "кумовство", а ты такой принципиальный — не можешь помочь своим", — рассказывает Олесь Погребняк, управляющий партнер юридической компании "ALK" (штат — 17 чел.).

Не меньше обид у нанятых друзей вызывает неполучение каких-либо дополнительных благ от компании: например, хороших командировок, поездок на конференции, первоочередного улучшения условий труда, делится наш эксперт.

"Обиды, которые рядовому сотруднику даже не придет в голову озвучить, друзья выплескивают на босса. Я проходил это: не то место парковки, не самый лучший компьютер и т. д. В такой обстановке очень сложно работать. Нахлебавшись такого, я предпочитаю не брать на работу друзей", — продолжает Олесь Погребняк.

Подсознательно настроившись на "заботу", сотрудники-друзья становятся наиболее ленивой категорией персонала, считает Анастасия Семенченко, HR-менеджер дизайнерского агентства Tophouse (штат — 20 чел.).

"Ожидание того, что тебя продвинут, сами повысят зарплату, не обделят бонусами и премиями, делает человека очень слабо мотивированным к достижениям. Конечно, не все так однозначно. Но общая тенденция сродни "рабочему поведению" киевлян и гостей столицы. Первые считают, что им все должны подавать на блюдечке. Вторые — "зубами" вырывают свой кусок. Как правило, именно вторые оказываются более успешными в карьере", — говорит г-жа Семенченко.

Ожидание снисходительного отношения "мы же свои". Не менее щекотливый вопрос, возникающий на работе, это подсознательное ожидание снисходительного отношения к другу-подчиненному.

"С одной стороны, другу всегда легче попросить у босса отпустить его пораньше, прикрыть на работе и т. д. С другой — и самому боссу морально тяжелее не идти на поводу у таких просьб. Если знаешь лично детей своего подчиненного, гораздо сложнее не отпустить его на утренник или в больницу, — говорит Зоя Степанец. — Это сильно усложняет работу. Принося проблемы сразу с нескольких сторон: во-первых, претендуя на звание "справедливого", ты должен относиться аналогично к остальным сотрудникам, что поставит крест на работе всего подразделения. Во-вторых, недовыполненную работу должен выполнить либо сам босс, либо отдать в нагрузку другим подчиненным, что, скорее всего, вызовет массовое недовольство".

Трудности "кнута и пряника". Если любого другого сотрудника можно депремировать, накричать на него и даже предложить уволиться, то подобное обращение "со своими" сразу повлечет полный разрыв отношений. Не менее сложно обстоит вопрос с поощрением. Особенно, если накладываются какие-либо тяжелые семейные обстоятельства друга. Несомненно, необходимость постоянно решать моральные дилеммы мешает бизнесу и эффективному управлению.

Когда "свои" незаменимы

Несмотря на очевидный негатив и проблемы, связанные с работой с друзьями, присутствие друга в офисе дает руководителю немало бонусов. В некоторых ситуация "свои" просто незаменимы.

Первое, на что может рассчитывать босс друга — защищенный тыл. Особенно актуально это в условиях кризиса в компании, при работе над ответственным проектом либо в ситуации, когда под боссом "шатается кресло". В любых ситуациях, когда ошибки боссу не простят и ее ценой может стать работа и карьера, наличие надежного человека, понимающего сложность и опасность ситуации, — это вопрос выживания.

Запускать стартап гораздо проще не в одиночку или с "чужими спонсорами", а с надежными друзьями, которые живут схожими идеями и обладают нужными знаниями и навыками.

"Единственным важным условием такого проекта должен быть письменный, в худшем случае — устный договор о сотрудничестве, долевом участии, распределении функционала и прибыли, о разделении рисков и затрат. Обязательным для таких проектов является четкая договоренность о зонах ответственности и принятии решений. Очевидно, что если глобальные, принципиальные вопросы и требуют коллегиальности, то коллегиальное решение текучки развалит бизнес", — делится Олесь Погребняк.

Если речь идет о крупной компании, куда начальник приводит "своих" в подчинение, то на этом можно сыграть. Наличие "своего" — это своеобразный лакмус для остальных подчиненных на справедливость и компетентность босса. Почему бы не сыграть на этом? Демонстративное проявление справедливости в распределении бонусов либо коллективное наказание без исключений, добавят боссу баллов в глазах подчиненных.

Кроме всего прочего, друг-подчиненный является носителем точной информации о происходящем в коллективе. Естественно, делать из него "стукача" не стоит. Во-первых, это все равно станет достоянием гласности, во-вторых, потребует взаимной чрезмерной открытости и предоставления другу конфиденциальной информации. Однако в конфликтных ситуациях в коллективе, когда их ценой может стать потеря ценных сотрудников, объективная информация об истинных причинах происходящего может стать единственной возможностью уладить конфликт без потерь.

Кроме того, друг может стать отличным "передаточным звеном" и источником информации, которую босс не может озвучить как официальное лицо, однако хочет уведомить своих подчиненных.

Используя друга в своих интересах, важно не делать это "вслепую". Дружеское обсуждение нужных боссу действий даст возможность не потерять не только друга, но и ценные "глаза, уши и рупор" своего коллектива.

Правило друга

Решив нанять на работу друга, стоит четко определить несколько основных правил общения, которые помогут получить соратника и сохранить друга.

1. Брать опытных. Гораздо меньше проблем получит босс, если принимаемый на работу друг обладает опытом работы в других компаниях в течение хотя бы трех-пяти лет. Такие люди имеют четкое представление, как работать, не имея "крыши", и четкое представление о субординации.

Друга, не имеющего опыта работы, лучше устраивать в смежные подразделения. Это минимизирует риск вырастить "монстра" и посадить его себе на шею.

2. Показать истинное лицо. Немало проблем в работе с друзьями возникает из-за несоответствия образов "человек-друг" и "человек-босс". В связи с этим, прежде чем предложить место своему другу, стоит озвучить весь список собственных требований к подчиненным, и особенности общения в офисе.

Лучше всего "в лоб" заявить: "я деспот, я дотошен до сумасшествия, я могу срываться и кричать, я наказываю "рублем", мне нужен результат любой ценой и т. д. Это касается всех, поэтому — думай". Огласив весь список своих управленческих особенностей и предложив свободу выбора, босс снимает с себя обязательство быть лояльным и снисходительным другом на работе и предупреждает любые претензии в будущем.

Не менее важно заранее проговорить, что позиция "босс-подчиненный" на работе обязательна. Поэтому, если другу будет некомфортно подчиняться (что часто бывает с одногруппниками и одноклассниками), то лучше отказаться от сотрудничества.

3. Конспирация бесполезна. Некоторые сотрудники пытаются скрывать наличие неформальных отношений с коллегой, подчиненным. Бессмысленная затея, поскольку рабочий коллектив — это маленькая деревня. Поэтому "конспирация" приводит к потере рейтинга босса и недоверию к коллеге.

4. Чистый формализм. В работе с друзьями как никогда важна формализация и структурирование отношений. Четко прописанные должностные инструкции, планы работы и другие формы урегулирования отношений — важнейшая составляющая деловых отношений с другом. Иначе обе стороны будут подозревать друг друга в "пользовании".

Не менее важно четко определить вертикаль управления. Чтобы не было, как в фильме "Гараж", когда к мужу замдиректора товарища Аникеевой обращались "товарищ директор". Статус "Родственник" и "Друг" не дают права на решение вопросов за руководителя в его отсутствие. Это нужно донести не только до "своего" человека, но и до остального персонала. То же касается просьб, переданных подчиненными начальнику через друзей и родичей.

Публичное обсуждение подобной практики отобьет желание действовать таким путем.

5. Культура общения и процедура обсуждения. Важно сократить до минимума обсуждение бизнеса дома, на дружеских встречах и т. д. Это, с одной стороны, даст возможность боссу отдыхать, а с другой — лишит подчиненного-друга иллюзии, что он может навязать свою точку зрения боссу в неформальной обстановке.

"Отличная практика существует в некоторых семейных компаниях — это "день обсуждения". Члены семьи один раз в неделю собираются и высказывают собственное мнение по всем вопросам, даже тем, которые их не касаются непосредственно. Табу здесь нет — критика управления, принятых решений, поведения, высказываются любые претензии и недовольства — допускается все. Такие беседы носят дружеский и конфиденциальный характер. Они позволяют и "выпустить пар", и услышать мнение со стороны и объяснить рациональность своих действий. Подобные "дни" отлично подойдут и для укрепления отношений с друзьями в подчинении", — советует Зоя Степанец.

6. Друг — не раб. Не стоит думать, что подчиненный-друг "ваш навеки". Как правило, у человека, поспособствовавшего карьере друга, появляется чувство, что ему должны. Это чувство взаимных обязательств необходимо проговорить — дружба не должна стать препятствием для карьеры обоих участников.

Единственное исключение, это ситуация, когда получение должности для товарища обещает быть достаточно сложным. Здесь придется оговорить обязательный срок совместной работы. Это, конечно, кабала для друга, но это честная кабала.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Накопительный эффект. От поступка — к привычке, от привычки — к выдающимся результатамНакопительный эффект. От поступка — к привычке, от привычки — к выдающимся результатам
Прыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успехаПрыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успеха
Второй шанс. Для ваших денег, вашей жизни и нашего мираВторой шанс. Для ваших денег, вашей жизни и нашего мира

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)