ТЕНДЕНЦИИ | HR 8 февраля 2018 г.

Будущее наступает: 7 HR-трендов, которые больше не кажутся фантастикой

Источник: ПроHR

Пока одни компании подшивают личные дела сотрудников в картонные папки, другие ищут технологии и подходы, которые помогут эффективно работать с талантами и потенциалом людей. Не только сегодня, но и в будущем — близком и далеком. Анна Стеценко, основатель IT-рекрутингового агентства Indigo, поделилась с редакцией ПроHR своими инсайтами и предположениями о том, в каком направлении HR и рекрутинг будут развиваться в ближайшие годы.

Будущее наступает: 7 HR-трендов, которые больше не кажутся фантастикой

1. Продуктивность

Многие знают классическую модель роста, состоящую из 3-х составляющих: Капитал — Персонал — Продуктивность. И если в индустриальном обществе уверенно работала формула «хочешь вырасти в 10 раз — найми в 10 раз больше людей, или рабочей силы (labor force)», то в постиндустриальных реалиях, умноженных на демографический кризис, акцент будет делаться на продуктивности как главном факторе развития.

Поэтому уровень заботы о продуктивности команд выйдет на научный уровень. Особенно в интеллектуальных сферах, где требуется решать креативные задачи и цена рабочего часа высока (в том числе и в IT).

Продуктивность зависит от многих факторов.

  • Нормирование труда. Сегодня люди работают на износ даже не физически, а эмоционально. И все чаще начинают говорить о профессиональном выгорании. Но не всегда могут отстоять свою потребность в отдыхе или даже заметить собственную усталость. Большинство компаний не практикуют длительные отпуска, не говоря уже о саббатикалах — отпусках для восстановления длительностью в несколько месяцев. Но человеку может не хватить недели или двух, чтобы восстановиться, и тогда компании просто теряют таланты, и вынуждены нанимать других, а это долго и недешево.

  • Оптимальное питание и физические нагрузки в рабочее время. Это и организация правильного питания (пиццу и печеньки в офисах давно пора заменить здоровой едой), и физической активности — в офисе и outdoor. Сеансы массажа. Медитации в течение рабочего дня, чтобы поддерживать продуктивность. Например, пару минут медитации перед важным совещанием — чтобы оперативно и конструктивно решить все вопросы за 20 минут, а не растягивать на два часа из-за проблем с концентрацией. В Штатах, например, уже давно существуют онлайн-сервисы типа headspace.com по медитации с подписками для бизнеса — очень удобно.

  • Ментальное здоровье и психологический тонус — привлечение корпоративных психологов и коучей, которые помогают людям справляться с их эмоциями, внутренними барьерами, страхами и неуверенностью. Принято считать, что это личное дело каждого человека — и правильно. Но в компании всегда есть топ-перформеры — ценные специалисты, от которых зависит слишком многое. Почему бы не позволить им работать со своими ограничениями, даже в рабочее время?

  • Эргономика рабочего места — в офисных пространствах крайне важны такие базовые условия, как свет, цвет, шум, температура, вентиляция, продуманные зоны труда и отдыха.

  • Индивидуальный подход — у каждого человека свой ритм и свои пики продуктивности. Хорошо бы их знать и учитывать. Но такой подход невозможен при жестком планировании и строгих графиках. Компаниям невыгодна вынужденная продуктивность людей, когда энергии нет, и приходится «включаться» только в определенные часы, поскольку они признаны рабочими. Отсиживать время, а затем доделывать работу в авральном режиме. Лучше найти индивидуальный подход и позволить людям работать максимально качественно каждый день в их собственном ритме.

2. Технологии блокчейн в HR

Например, такой очевидный и удобный инструмент, как начисление заработной платы (payroll) в криптовалюте с привязкой к смарт-контрактам в работе с фрилансерами и штатными сотрудниками.

Или концепция внутрикорпоративных ICO (Initial coin offering) — современная форма привлечения инвестиций в криптовалюте, когда сотрудники сами смогут задавать направление развития бизнеса, инвестировать в разработку новых продуктов или сервисов компании, тем самым выбирая приоритеты и увеличивая свою заинтересованность в последующую реализацию этих идей.

Системы оценки персонала или профессиональные социальные сети типа LinkedIn на блокчейне — вполне возможные перспективы.

Это многообещающая технология и в ближайшем будущем мы увидим различные возможности ее использования. Блокчейн — это распределенная или децентрализованная база данных, не подключенная к единому серверу, что позволяет обеспечить прозрачную, безопасную, проверяемую и устойчивую к отключениям возможность записи и передачи данных. Например, технология блокчейн может стать альтернативой банковской сфере, так как легко берет на себя все три важные роли, которые традиционно выполняет сектор финансовых услуг: регистрация сделок, подтверждение подлинности личности и заключение контрактов.

3. Искусственный интеллект в рекрутинге и HR

Об этом много говорят, но мало кто видел и тем более использовал. Но очевидно, что потенциал здесь огромный, и проявлений искусственного интеллекта (AI) в HR может быть множество. Например, в оценке кандидатов — допустим, технологии анализа текста, слов, которые человек использует для коммуникации в соцсетях, и составление его профайла на основании этого анализа. И многие другие инструменты, которые позволят повысить качество оценки и снизить вероятность ошибки.

4. Чат-боты

Они уже активно используются в Украине, и эта тенденция сокращает потребность во многих профессиях, улучшает сервис — людям не приходится часами ждать ответа оператора колл-центра. Появляются рекрутинговые чат-боты, например, на платформах Facebook или Telegram. Задачи по лидогенерации и сорсинговой работе в общении с кандидатами вполне могут выполнять именно они. Причем уже не обязательно быть программистом, чтобы создать своего бота — есть сервисы, которые помогают это делать, например chatfuel.com. И такие технологии будут развиваться — вполне возможно появление не только текстовых, но и других видов ботов, например, аудиальных или голографических.

5. Аналитика

Эффективность «софтскилловых» профессий, в том числе — в продажах, маркетинге и HR, перестанет быть black box для бизнеса. Будущее — за data-driven командами. Самое время вникать в тему HR-аналитики и учиться использовать ее наработки на практике.

6. LifeLong Learning и трансформация обучения

Институт высшего образования теряет актуальность. Нет смысла тратить несколько лет на долгосрочные программы — знания слишком быстро устаревают. «Корочки» интересуют компании все меньше, обучение становится образом жизни — на смену отсиживанию за партой приходит LifeLong Learning. Раньше профессия выбиралась навсегда, сегодня очевидно, что поменять ее можно несколько раз. Конечно, если постоянно учиться, причем по своему желанию и осознанно, а это — отдельный навык, который важно осваивать.

Будущее за онлайн- и peer-to-peer обучением, сотрудников — в том числе. В Киеве уже успешно работает учебное заведение без преподавателей — Unit Factory, и это только начало.

VR (виртуальная реальность) и AR (дополненная реальность) будут использоваться в онбординге и обучении сотрудников все чаще. Чтобы получать знания и навыки, люди продолжат объединяться в сообщества, но скорее для мотивации, вдохновения и нетворкинга. Доступ к знаниям упрощается, полезные курсы по любой тематике все доступнее — достаточно оформить подписку на онлайн-курсы (например, Coursera или Udemy) за несколько десятков долларов в месяц.

7. 3D-оценка и мэтчинг в HR

Пока что инструменты оценки статичные, но двухмерные данные устарели. Оценка сегодня — это «фотография» в определенный момент времени, возможно — не самый удачный в жизни человека. Но человек объемнее, чем фотография, он учится, меняется, пересматривает свои подходы к работе. Пока сложно утверждать, что будущее за 3D-оценкой, динамичными профилями личности, технологиями с учетом проекции на будущее. Но уже есть идеи и эксперименты в этом направлении.

Что касается мэтчинга в HR, есть перспективы развития инструментов, которые помогут оцифровать профили должностей и профили кандидатов, собрать информацию из разных источников и найти соответствия. И в данных из внешних источников — например, социальных сетей, и внутренней базы компании. Порой появляются новые вакансии, которые требуют специфических навыков, а компания может даже не знать, что идеальные кандидаты уже есть в команде.

Что касается дискуссии, не отменит ли искусственный интеллект необходимость в рекрутерах и HR-ах. Не отменит — но даст сильнейший толчок к развитию и трансформации профессии. К тому же, невозможно роботизировать главное — человеческое общение, эмпатию, способность создавать что-то новое.

И давайте не забывать, что традиции настоящего — это инновации прошлого. Так что мы зря переживаем: благодаря развитию технологий в разных сферах люди увеличили продолжительность жизни в два раза и пересели с лошадей на самолеты. Технологии делают мир комфортнее, и работу — проще. А осознанность в их использовании — это наша ответственность.

Иллюстрация: Depositphotos.com




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Волшебный пинок для начала твоей новой жизни. Как перестать тупить и начать что-то делатьВолшебный пинок для начала твоей новой жизни. Как перестать тупить и начать что-то делать
Правило четырех секунд. Остановись. Подумай. СделайПравило четырех секунд. Остановись. Подумай. Сделай
Просто продолжай. 10 способов оставаться креативным в любые временаПросто продолжай. 10 способов оставаться креативным в любые времена

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)