Менеджмент.com.ua - главная страница Мастер-класс Радислава Гандапаса по личной эффективности «Профессиональный и личный успех: скрипты и алгоритмы»
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


Миссия, цель, стратегия — это ваше время и деньги

Или почему идеологически и экономически выгодно
предприятию иметь миссию, цель и стратегию

Раздел: Стратегия
Автор(ы): Алевтина Иваненко, "Агентство Лисковского"
размещено: 25.09.2009
обращений: 36336
отзывов: 5

Миссия, цель, стратегия - это ваше время и деньги Представьте себе что вас, известного разведчика и героя незримой войны, отправили на новое задание. Сказали, вот тебе оружие, иди, воюй. Ждем мы от тебя, родимый, безоговорочной победы! А ради чего сражаться, почему и что такое «победа» — не сказали.

Есть ли у вас шанс, при всех остальных, самых лучших качествах воина и разведчика, получить свою медаль на грудь? Вряд ли.

Таким, может быть, и не самым прицельным примером я хотела сразу, с первых строк этой статьи проиллюстрировать ценность и вес понятий миссия, цель, стратегия. Для того, чтобы даже не возникали сомнения и привычные отмахивания как от назойливой мухи — слышал, знаю, не нужно.

Слышали, знаете, не только нужно, а крайне необходимо!

Оставив воинственный пафос, изложу вам свою точку зрения на вопросы необходимости, эффективности и экономической выгоды триады «миссия, цель, стратегия».

Как создать миссию?

Че Гевара любил говорить: "Давайте будем реалистами и совершим невозможное".

Миссия. Прямое понятие слова «миссия» — предназначение. Уверена, вы уже задумывались о своем собственном предназначении, как человека, личности. Такие мысли когда-нибудь, да посещают каждую думающую голову. Зачем вы, я живем?.. для чего?.. как и куда двигаться дальше?

Бесцельное существование деструктивно. Оно не только не дает возможности развития, а и разрушает уже сложившееся. Любая активно живущая компания, как живой организм, рано или поздно начинает искать ответы на вопросы: для чего она работает, что ждет ее в перспективе, охранять ли свои существующие позиции или решиться на новые завоевания?

Создание или переосмысление миссии предприятия или бренда в таком случае может стать отправной точкой для новой более качественной жизни. В миссии сконцентрированы и сублимированы обобщенные намерения компании. Зачастую, миссия компании — это продолжение личной миссии собственника.

Кто вы, где для кого, зачем, ради чего трудитесь и что хотите? Ответы на эти вопросы и составляют миссию компании. Ключевой момент в формулировке миссии — «ради чего?» и «что хотите?»

«Денег» — это не правильный ответ. Финансовый успех предприятия — это абсолютно естественное и непреложное правило существования бизнеса в принципе. Давайте финансовый успех отнесем к вопросу «зачем?». «Ради мира во всем мире» — тоже не подойдет. Вопросы сложные, согласна. На них сходу не ответишь. Сходу и не надо. Миссия прописывается на долгое время, к ее разработке следует подойти взвешенно и откровенно.

Усложню задачу. Ответ на вопрос «что хотите?» должен быть и достижим и не достижим одновременно. Например, вы хотите выстроить из маленькой компании огромный холдинг, прописываете это в миссию и не корректируете ее долгое время. А когда вы выстроите свой холдинг — миссия выполнена, пора принимать земляные обертывания?

То есть, миссия не включает в себя конкретные цифры или определение временных промежутков для ее достижения. Другими словами, миссия — это причина существования организации. Немаловажный момент, миссия должна иметь мотивирующий характер, нести разъяснение и подтверждение важности и значимости труда.

Маленькая подсказка: миссия написана верно, когда после сто двадцать восьмого ее прочтения вам также тепло и приятно становится на душе и хочется улыбнуться (простите, за такой эмпирический подход к вопросу).

Стратегия или стратегическое планирование...

Стратегия — это доминирующая линия, методы и способы достижения миссии компании. Совершенно определенно, что понятия миссии, целей и стратегии в принципе не разделимы, плотно связаны и вытекают одно из другого. Поэтому нельзя прописать стратегию, не имея миссии, или разработать цели, не понимая стратегического направления развития бренда, ТМ, предприятия.

Стратегическое планирование позволяет определить курс вашего корабля на некоторое время, дать возможность всем членам команды быстро, отсекая все лишнее, сконцентрировать усилия на достижении запланированных результатов. Разработка стратегии касается абсолютно всех сфер, влияющих на жизнедеятельность бренда или предприятия.

Можно ли сдвинуть большой камень, если вы, пусть даже на крепком автомобиле, стоите в метре от него? А если отъехать, набрать скорость и садануть его с пути? Простая физика, вы увеличиваете массу своего тела (компании, бренда) умножая ее на ускорение. Стратегическое планирование есть ускорение. Оно определяет вектор вашего движения. Вы не петляете, не размышляете каждую минуту, останавливаясь, «объезжая», теряя время и силу. Вы просто удаляете препятствия с вашего пути или принимаете в обойму новые возможности.

Стратегическое планирование может разниться в зависимости от жизненного цикла вашего товара, бренда, состояния компании. Конкретные стратегии, выбираемые разными организациями, вследствие специфики внешних и внутренних условий, различных взглядов руководства на пути развития организации и других причин могут существенно различаться. Однако все частные стратегии можно обобщить и вести речь о так называемых базисных стратегиях. Обычно для их формулирования ис­пользуются две координаты: рынок и продукт.

Вот несколько правил, которые следует помнить, разрабатывая базисную стратегию:

  1. Стратегия должна быть предельно простой и последовательной. При этом важно смотреть намного дальше, чем конкуренты.

  2. Контроль расходов, собственных ресурсов. Важно помнить, что, работая на рынке Украины, цена продукта или услуги может быть ключевым моментом для успешной конкурентной борьбы. Также немаловажно реально оценивать собственные финансовые возможности или возможности привлечения инвестиций.

  3. Инновации и эксперимент. Достоин ли внимания продукт или бизнес, который через год-два существования перестанет быть конкурентноспособным? Нет. Развитие компании или бренда должно иметь варианты развития.

  4. Концентрация. Четкое понимание своей целевой аудитории или своего сегмента. Не бывает продуктов или услуг «для всех». Такая позиция приводит к разбалансировке сил и финансовых потоков.

Пишем цели

С понятием цели несколько проще, потому что при слове «цель» 90% людей представляют образ мишени: окружности, вписанных одна в одну с заветной 10-кой в центре. Спросите себя: «Хочу я попасть в десяточку? Или так и буду вечно мазать мимо Цели?»

Вот вам и ответ о необходимости формирования целей.

Действительно, цели — ваша мишень на определенный срок и с определенными конкретными достижениями на каждой из окружностей. Позвольте еще раз остановить ваше внимание на том, что цели должны быть измеримы, иметь четкое описание в цифрах: количество денег, изменение доли рынка, время запуска нового продукта, количество вовлеченных в проект и так далее.

Существует хорошая игра-проверялка SMART на качество формулировки целей:

  • Specific — конкретная. Поставленная цель не должна быть абстрактной.
  • Measurable — измеримая. Поддается ли поставленная цель измерению? Можно ли проследить изменения по ходу ее достижения, снять первоначальное и конечное состояния?
  • Attainable — достижимая. В отличии от миссии, цель обязана быть достижимой. Хватит ли на самом деле сил для достижения поставленной цели?
  • Realistic — реальная. Имеется ли у вашей организации потенциально достаточное количество ресурсов и возможностей для реализации цели?
  • Time bound — привязанная во времени. Обязательная характеристика цели, за какой промежуток вы собираетесь ее достичь?

Для удобства цели стоит разделять на:

  • краткосрочные, 1-2 года
  • среднесрочные, до 5 лет
  • долгосрочные, от 5 лет

В каждой категории для уверенности в полноте охвата всех направлений вашего бизнеса рекомендую сделать еще одну разбивку целей по видам:

  • цель-результат. Конкретно что и конкретно когда вы собираетесь достичь. Например, +15 % лояльных покупателей продукта Х к концу 2010 года.
  • цель-процесс. Какие процессы необходимы для достижения результата. Организация программ лояльности, разработка более удобной новой упаковки продукта Х.
  • цель-воздействие. Качественное изменение после достижения цели. Повысится имидж компании, узнаваемость и отношение к продукту Х.

История развития бизнеса на Украине еще не позволяет в полной мере ощутить и понять ценность миссии, целей и стратегии. Долгое время миссия, цель и стратегия были едиными для всех, спускались сверху и не обсуждались, а тем более, не корректировались — это даже каралось законом. Когда общие цели отменили — многие решили, что это ненужный груз прошлого и к любому планированию впредь относились как к пережитку и анахронизму. Время бизнесов-экспромтов (там купил — здесь продал — кучу денег имеешь) оказалось чрезвычайно коротким. Сейчас экономика с каждым годом ужесточает правила выживания на рынке.

Если формой существования своей организации выбрать позицию «реагирования» и «латания дыр» — не только развитие, а существование организации может быть поставлено под угрозу. Целенаправленное, осмысленное, экономически спланированное движение вперед — это закон жизни предприятия ТМ или бренда, ничего с этим не поделаешь.

Позвольте поделиться еще одним правилом, которое лично я использую при формулировке миссии, стратегий и целей. В частности, для своей организации мы применяли это правило неоднократно и, признаюсь, оно работает лучше всяких мудреных, иногда заведомо запутанных маркетинговых практик.

Логика, здравый смысл и сильное желание. Если вы смогли не отойти от этих трех жизнеполагающих понятий при постановке миссии, стратегии и целей — уверена, они приведут вас к успеху!

Какова же экономическая польза от миссии, целей и стратегии?

Каждый день вы сталкиваетесь с массой вариантов и возможностей из самых разных областей вашего бизнеса. Вам приходится выбирать и решать с кем вступать в партнерские отношения, какому направлению уделить больше внимания и выделить больше финансов, а что стоит свернуть и не пытаться реанимировать, что принять, а от чего оказаться.

Когда у вас есть совершенно четкое осознанное понимание своего предназначения, целей и стратегического направления своей компании вы будете каждую возможность просто сверять с этими ориентирами, принимая решение быстро, четко и с уверенностью, что это решение правильное. Вы можете делить всю входящую информацию на «да» или «нет», высвобождая массу энергии и времени для концентрации на достижении целей. Делая, таким образом, свою работу многократно эффективнее.

Не забывайте, что в вашей компании кроме вас трудится еще некоторое количество людей. И у них, на своих уровнях, присутствует такой же разброд возможностей и вариантов. Их время на выбор и принятие решения оплачиваете вы. Представляете, какая для бюджета компании будет экономия, если ваши ориентиры и предназначение будут знать и разделять сотрудники. Каждый понимает общую задачу, соотносит ее со своими интересами — объективно, люди в таких условиях начинают лучше работать.

Здесь хочу акцентировать ваше внимание на то, что миссия, цель и стратегия должны быть прописаны и донесены до сотрудников. Только в таком случае у вас действительно есть шанс выполнять миссию, достигать цель и не изменять стратегии. Кроме того, цели мотивируют сотрудников — уже давно не секрет, что вовсе не деньги являются основным мотиватором для большинства людей, а желание реализовать себя и ощутить свою причастность к важному делу.

Немаловажным моментом экономической выгоды от наличия миссии, цели и стратегии есть упрощение и улучшение качества управления и руководства. У вас прописаны миссия, цели — вы с легкостью транслируете задачу подчиненным. Каждый сотрудник имеет четкое представление, что и когда ему следует выполнять — на тетрис и игры он-лайн времени уже не будет (помните, время ваших сотрудников оплачиваете вы). А в назначенный срок с легкостью вы можете определить по выполнению или не выполнению поставленной задачи — как относится сотрудник к работе, достоин ли он занимаемого места, заработной платы и пр.

Вы и ваши сотрудники благодаря прописанным и прочувствованным миссии, целям и стратегическому планированию можете реально играть как самая лучшая команда всех времен и народов. Без проволочек, без излишнего расшаркивания перед ненужными людьми или решениями. Играть и выигрывать! В ваших и только в ваших силах создать эффективную команду, живущую единим дыханием. Вы же не сомневаетесь, что хорошая команда — это 80% успеха для любого бизнеса. А успех любого бизнеса, как известно, это рост прибыли и постоянное развитие.

Нужна ли вам миссия, цель, стратегия? Ответьте для себя на вопрос: вы хотите, чтобы ваша организация просуществовала достаточно долго? Или, заработав пару-тройку миллионов, канула в Лету? Если вы положительно ответили на вопрос №1 — начинайте, думайте, пишите, рассказывайте о миссии и целях своим сотрудникам! Вам это крайне необходимо!

Об авторе:



РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Получите стратегию развития себя и компании, 17 декабря в Киеве, на практическом тренинге Игоря Вагина «Современные тренды в управлении персоналом». Закрытая встреча собственников бизнеса и руководителей.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►

Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
Для авторов: Редакционная политика портала.

система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ПО ТЕМЕ
Как решить пять основных проблем команды. Практическое руководство для лидеров, менеджеров и консультантовКак решить пять основных проблем команды. Практическое руководство для лидеров, менеджеров и консультантов
Почни з «Чому». Як великі лідери надихають до дії кожногоПочни з «Чому». Як великі лідери надихають до дії кожного
Куда пойдет Китай, туда пойдет мир. Как китайские потребители меняют всеКуда пойдет Китай, туда пойдет мир. Как китайские потребители меняют все
Созидательное разрушение. Почему компании, «построенные навечно», показывают не лучшие результаты и что надо сделать, чтобы поднять их эффективностьСозидательное разрушение. Почему компании, «построенные навечно», показывают не лучшие результаты и что надо сделать, чтобы поднять их эффективность
Метод тыквы. Как стать лидером в своей нише без бюджетаМетод тыквы. Как стать лидером в своей нише без бюджета

Отзывы

Наталия, Nkami@list.ru
Очень яркая, четкая статья , которая детально поясняет значение этих понятий! Спасибо Вам, Алевтина!
2009-10-08 00:12:45
Ответить

Рындин Юрий, ryndin.destal@mail.ru
Должен признать, что статья хорошая и продуманная, изложенное никак не противоречит моему пониманию миссии, стратегии и пр.
2009-10-08 13:52:49
Ответить

Кобылинский Денис, disya@nm.ru
Спасибо за статью, материал изложен очень доступно.
2010-07-06 10:52:43
Ответить

Мария Ортинская, ortynska@ipstyle.ua
очень живая статья) вдохновляющая) спасибо
2011-04-02 22:48:22
Ответить

Ольга Короткова, korotkova68@ukr.net
"Зачастую, миссия компании — это продолжение личной миссии собственника".Как хорошо сказано, как верно и как грустно!
Собственник - твоя опора, если он имеет миссию. А как быть с теми, у кого её нет?
2011-05-10 11:33:32
Ответить


Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)