ПЕРЕЗАГРУЗКА 2.0. Бизнес-конференция на основе реальных кейсов


КОММЕНТАРИИ | Субординация сотрудников 8 июня 2012 г.

Переступить через босса

Автор: Наталья Дорошенко
Источник: "Власть денег" (№22, 2012)

Субординация — краеугольный камень нормального функционирования компании. Но иногда переступить через голову начальника — жизненная необходимость. Когда казнить такого сотрудника, а когда — миловать?

Переступить через босса
Автор коллажа:
Олег Локтев
Наличие в компании талмуда корпоративных правил, его штудирование и даже изучение наизусть вовсе не исключает нарушения субординации сотрудниками. "На одном из тренингов участник делился ситуацией, когда на презентации подчиненный пошел сам знакомиться с владельцем компании, заодно и босса своего представил. Подобное пренебрежение правилами недопустимо. Знакомство на этом было окончено — сотрудника вскоре уволили", — рассказывает Андрей Рыбак, доктор психологических наук, бизнес-тренер.

Однако нарушение субординации далеко не всегда носит такой открытый характер. Оно бывает скрыто и завуалировано, и только в подсознании босса остается ощущение обиды и унижения. "Важно учесть, что каждый руководитель, как и подчиненный, имеет свои представления о субординации и границах статутных отношений, — считает эксперт. — Поэтому случаев нарушений может быть множество, однако каждая ситуация индивидуальна, а наказание за проявление неуважения и действия в условиях форс-мажора должно последовать разное".

Форс-мажор

Руководители достаточно лояльно относятся к фактам нарушения субординации в условиях форс-мажорных обстоятельств.

В таких ситуациях сотрудник вынужден "прыгать" через голову непосредственного начальника. "Ко мне несколько раз обращались сотрудницы, которые готовились стать мамами, чтобы им сократили рабочий день. В этот момент их непосредственные руководители были в отпуске. Я с пониманием отнесся к нарушению субординации", — делится Анатолий Балюк, глава правления группы компаний "DiaWest — Комп'ютерний світ" (штат — более 500 чел.). Подобное позицию разделяют и другие эксперты.

Любые нарушения субординации, связанные с невозможностью незамедлительно решить экстренный вопрос, жизненно важный для компании, руководители готовы простить. "Важно заметить, что в таких ситуациях и сотрудники ведут себя правильно, — говорит г-н Рыбак. — Переступив через голову начальника, они сразу объясняют причину и жизненную необходимость своего поступка. Такие ситуации обычно и не требуют разбирательств. Они не грозят нарушителю, но опасны для руководителя среднего звена, который не оказался на месте в ответственный момент. Праведный гнев скорее падет на него, а нарушитель может быть даже поощрен".

Еще одна ситуация, в которой босс готов простить нарушение, связана с внутренней безопасностью компании. "Я считаю, что в том случае, когда происходит нарушение этических норм, взяточничество и наносится финансовый ущерб компании (работодателю), нарушение субординации возможно", — конкретизирует Анна Кубицкая, начальник управления по работе с персоналом ПАО "Банк Кипра" (штат — ок. 600 чел.).

Человеческий фактор

Специалисты утверждают, что нарушением субординации считается ситуация, когда человек берет на себя больше полномочий, чем ему положено. На практике же руководители сталкиваются чаще с другим видом нарушений, находящимся в плоскости "непосредственный начальник-подчиненный". Боссы болезненно реагируют на хамоватого сотрудника, позволяющего себе панибратское отношение к руководству, причисляя его к злостным нарушителям субординации.

"В компанию нашего клиента пришел новый сотрудник на должность менеджера по работе с клиентами, — рассказывает Николай Ганжа, генеральный директор рекрутинговой компании AcumenInter­national (штат — 20 чел.). — На собеседовании он показал себя как очень опытный и перспективный кандидат, поэтому и был выбран на должность. Однако после нескольких месяцев работы коллеги начали замечать не очень приятные "нотки" в общении. Человек мог бесцеремонно зайти в кабинет директора, постоянно ябедничал, при удобном случае пытался флиртовать с коллегами, которые по должности были выше его. Руководитель отдела персонала неоднократно проводил профилактические беседы с сотрудником, однако они помогали лишь на короткий период времени. В итоге руководитель был вынужден уволить сотрудника".

Справедливости ради стоит отметить, что причиной фривольного поведения подчиненных может стать и сам босс. "Согласитесь, нелогично требовать от сотрудников не выходить за рамки делового общения, если, к примеру, руководитель компании позволяет себе вольности", — говорит Николай Ганжа.

Причиной частых нарушений субординации является либеральный стиль руководства. Он приводит к панибратству, переходящему в некорректность. "Если босс обозначает свои отношения с подчиненными как либеральные, он должен быть готов к тому, что, не подкрепив умом и талантом свой авторитет, получит неуважительное отношение к себе, его будут перебивать, когда не следует, его указания не будут исполнять, над ним будут подшучивать даже в присутствии вышестоящего руководства", — утверждает Андрей Рыбак.

Проблемы с соблюдением иерархии в отношениях нередко возникают в компаниях, где процветает непотизм. Неуставные отношения между боссом и так называемыми "своими" — друзьями, знакомыми, родственниками — рано или поздно становятся достоянием гласности, а сотрудник, позволяющий себе сократить дистанцию с боссом, будет вызывать у окружающих раздражение.

Мера наказания

Реакция на несоблюдение субординации у боссов различная. "Например, в казино нарушение субординации приравнивается к даче ложной информации, за это выносится предупреждение, взимается штраф, а при возникновении повторной ситуации — увольнение", — делится Андрей Рыбак.

В ситуации, когда нарушения происходят по причине форс-мажора, причину следует искать внутри компании, а не в людях. Во-первых, необходимо пересмотреть устав и свод правил компании. Они должны четко прописывать, кто кому переподчиняется в случае отсутствия одного из руководителей на месте. Следующий шаг — создание бюллетеня, который рассылается в компании каждому сотруднику.

Проблема межличностного общения, выходящего за рамки дозволенного, решается сложнее. "Все зависит от того, прописаны ли единые правила поведения и взаимоотношений в компании. Сотрудник, который очень сильно сократил дистанцию между собой и руководителем, особенно если в компании это не принято, не обязательно поступает так "назло" руководителю. Не стоит сразу рубить с плеча и увольнять его, особенно если он талантлив и перспективен для бизнеса, — говорит Николай Ганжа. — Прежде всего, необходимо совместно с HR-службой детально проанализировать правила и нормы, существующие в компании, а также насколько эффективны они и придерживаются ли их все сотрудники".

Другой вопрос — если изначально, при приеме на работу нового сотрудника не были оговорены все нюансы и правила, соблюдаемые в компании. В этом случае достаточно будет провести личную беседу, указав на моменты, которые, по мнению руководителя, стоит изменить. Важно четко определить, кто именно должен доносить до нового сотрудника информацию о корпоративной культуре.

Если проблема в поведении самого начальника, то стоит вернуться к роли руководителя и выйти из образа "свой парень". А в ситуации, когда руководитель не может справиться с подчиненным, поставить вопрос о соответствии самого руководителя занимаемой должности. "Если у руководителя есть авторитет, поддержка подчиненных и вышестоящего руководства, то с таким нарушителем-подчиненным справиться несложно. Если же у подчиненных нет определенного доверия к начальству, то тогда такие случаи могут быть частыми и это уже не вопрос субординации, а скорее соответствия руководителя данной должности, и высшее руководство должно обратить на это внимание и принять меры", — резюмирует Анна Кубицкая.

Вернуть себе авторитет руководитель может, ограничив число входящих в кабинет без договоренности, определив часы приема и время для тех, кому необходим постоянный доступ к начальству и т. д. Главное — не перестараться, так как в противном случае это может привести к потере информированности. Процедура попадания в кабинет должна быть упрощена, но формализована. Если есть секретарь, то передать ему решение вопросов неотложности визитов, графика посещения. Это увеличит дистанцию между нарушителем и боссом. Особенно щепетильно стоит отнестись к личным просьбам сотрудников. Постоянные личные просьбы в итоге поставят босса в двусмысленное положение.

Изначально, если нет уверенности в собственной позиции, стоит создать искусственную дистанцию, предложив обращаться на "Вы".

Также важно попытаться понять причину проявления сотрудником фамильярности. "Если это ненамеренное нарушение, как дружеское похлопывание по плечу или шутки в ваш адрес, то достаточно будет прямого разговора с человеком или краткого замечания, — считает Николай Ганжа. — В таком случае, если это модель поведения, лучший выход — увольнение. Постоянный стресс и конфликты не нужны никому. Другая причина может крыться в сложившихся противоречиях между руководителем и подчиненным. Возможно, сотрудник пытался "достучаться" до вас, но вы не замечали этого". В таком случае нужно "расставить все на свои места", проговорив все нюансы, которые не устраивают каждую из сторон.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
25 апреля 2017
Киев, kmbs
От персональной миссии к командным результатам (Ярослава Лоянич)
27-28 апреля 2017
Киев
Управление запасами — увеличение прибыли компании (Елена Павлова)
28-30 апреля 2017
Киев, БЦ Инком
Тренинг по достижению сверхрезультатов «Контекст» (Арсен Рябуха, Владимир Герасичев)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Тайм-менеджментТайм-менеджмент
Неординарні. Історії успіхуНеординарні. Історії успіху
Истинный профессионализмИстинный профессионализм
Мысли по-крупному и не тормози!Мысли по-крупному и не тормози!
Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой следСделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)