Как превратить черного лебедя в белого

book1606Непредсказуемые события влияют на мир сильнее всего.

Что вам нужно знать

Нассим Николас Талеб (Nassim Nicholas Taleb), бывший менеджер хедж-фонда и брокер с Уолл-стрит, занявшийся наукой, открыто осуждает ненасытную (и в конечном счете ущербную) тягу человечества к предсказыванию будущего. Талеб критикует множество известных людей — от менеджеров по рискам до политиков и нобелевских лауреатов. По его мнению, современное отношение к риску, неопределенности и предсказыванию будущего ничего не стоит. В нем заложено преклонение перед видением мира, основанном на законе нормального распределения Гаусса и его знаменитой кривой, где правит «средняя величина». Вместо этого Талеб предлагает более «длиннохвостую» концепцию риска, в которой аномальные значения и непредсказуемые события все еще имеют значение.

Критическая теория Талеба такова: неожиданные и непредсказуемые события сильнее всего влияют на человечество, однако из-за их неожиданности и непредсказуемости люди не уделяют достаточно времени вопросу минимизирования связанных с ними рисков. Теракт 11 сентября и глобальный финансовый кризис 2008 г. — это «черные лебеди» Талеба. Данный термин был взят из фразы, популярной в Лондоне в начале Нового времени: «Все лебеди должны быть белыми» — в те времена просто не существовало доказательств обратного. У «черных лебедей» есть три основных критерия: они неожиданны; они оказывают огромное (позитивное или негативное) влияние; после их наступления общество, со свойственной ему наглостью, хочет представить их предсказуемыми, даже если их никто не предвидел.

MUST READ:  Шестнадцать секретов партизанского маркетинга

Почему это важно

Ярким примером «черного лебедя» служит крах хедж-фонда Long-Term Capital Management, произошедший в 1998 г. Руководители фонда были убеждены в точности своих подробных прогнозных моделей. Их доверие к этим моделям было настолько велико, что, когда в мире произошли события, которые эти модели не учитывали (так как были сфокусированы на событиях, происходящих в ограниченных пределах вероятности), руководители фонда не сумели справиться с непредвиденными последствиями, такими как азиатский финансовый кризис 1997 г.

Точно так же многие больницы действуют на основании планов выписки больных, исходя из того, что «средний» пациент остается в больнице, скажем, три дня. Такой план, возможно, и позволяет пациентам приходить в больницу и уходить из нее, не занимая надолго дорогостоящие и столь ценные места, однако, если в какой-то момент для неожиданно большого числа пациентов потребуется месячная госпитализация, план потока пациентов полностью рухнет, и больница будет вынуждена действовать крайне решительно. Чрезмерные ожидания, возлагаемые на прогнозные модели, и сильный фокус на усредненные значения (или отклонения в некоторых пределах) могут привести к катастрофе.

Как это изменит вашу работу

  • Признавайте недостатки. В первую очередь имеет смысл понять недостатки прогнозного моделирования. Многие компании составляют пятилетние финансовые прогнозы, нередко доходя до смешного и рассчитывая их с точностью до десятичных знаков. Вместо того чтобы слепо верить этим планам, будет разумнее взять целый ряд возможных сценариев, а затем смиренно и реалистично признать существование множества «неизвестных неизвестных».
  • Не усложняйте. Большинство процессов и продуктов необходимо упростить и отнести к разным категориям. Чем сложнее продукт (наглядным примером которого могут служить производные финансовые инструменты, такие как обеспеченные залогом долговые обязательства), тем выше вероятность того, что он связан с неизвестными сопутствующими рисками, которые трудно оценить. Чем сильнее взаимосвязаны процессы (главным примером в этом случае будут финансовые рынки), тем проще «черному лебедю» приумножить величину и серьезность их влияния.
  • Высматривайте лебедя, приносящего удачу. Чтобы закончить на позитивной ноте, признайте тот факт, что некоторые «черные лебеди» несут хорошие последствия — Интернет, например. Вы должны быть готовы использовать их — но убедитесь, что допускаете здоровую толику неуверенности. Окружите себя разнообразными и изобретательными потенциальными коммерческими партнерами — никогда не знаешь, откуда придет возможность.
MUST READ:  Четкая стратегическая позиция и устойчивая направленность бизнеса

Что вы можете об этом сказать

  • «Задним числом события всегда кажутся очевидными — но на самом деле мы не в курсе их приближения».
  • «Все, что мы делаем, предполагает, что в мире царствует нормальное распределение. А если это не так?»
  • «Я хотел бы сказать иначе, но, честно говоря, я просто не знаю».

/ Антонио Вайсc “101 идея для роста вашего бизнеса”