ИНТЕРВЬЮ | Richard Branson 15 ноября 2017 г.

Ричард Брэнсон — о том, насколько важно идти на осознанный риск

Источник: Rusbase

Ричарда Брэнсона знают как авантюриста, миллиардера и преуспевающего предпринимателя, чья компания Virgin проникает во все новые сферы бизнеса. Но, как он пишет в своей новой автобиографии «Находя невинность» (Finding My Virginity), деньги — далеко не самое главное в предпринимательстве.

Ричард Брэнсон — о том, насколько важно идти на осознанный риск Вы часто идете на риск. Но, складывается впечатление, будто то, что кажется слишком смелым для других, для Вас имеет весьма точный расчет.

Мы часто осознанно идем на риск, но стараемся сделать так, чтобы даже при негативном развитии событий не потерять слишком много. Страховаться на случай неудачи крайне важно. Одной из первых крупных сделок, что я заключил, стала покупка подержанного лайнера 747 у компании Boeing. Я запускал авиакомпанию, хотя до этого управлял звукозаписывающей компанией, поэтому в одном из пунктов договора говорилось, что если дела не пойдут в гору, через год я смогу вернуть самолет обратно в Boeing. Это бы не привело к банкротству Virgin Records или любого другого из наших бизнесов.

Раз в десять лет я могу подвести итог — что получилось и что не получилось, и маленький компьютер в моей голове подсчитывает все, что произошло ранее. По мере того, как я становлюсь старше, я стараюсь не стать слишком консервативным при принятии решений, что часто случается с людьми в возрасте.

Как Вы решаете эту проблему излишнего консерватизма?

Не думаю, что у меня есть эта проблема. Но многие люди этому подвержены. Они становятся старше и уже не так охотно идут на риск. По-моему, это странно. Люди готовы летать на воздушном шаре, переплывать моря на лодке и придумывать любые другие способы невероятно рисковать в свои 20-30 лет, когда впереди еще вся жизнь. После 60 лет люди не готовы так рисковать, хотя терять им придется уже не так много. Мне приносит огромное удовольствие снова и снова узнавать жизнь. Для меня жизнь — это один очень долгий процесс обучения. И мне нравятся такие вызовы. Наверное, я стану брать с собой своих топ-менеджеров.

В книге Вы говорите: «Нам нравится работать быстро, пробовать новые идеи, проверять, заработают ли они, и если нет, браться за что-то новое». Это очень свободный подход. Людям вокруг вас Вы прививаете такой же взгляд на мир?

В большинстве компаний мира руководствуются правилом, которому учат в школах бизнеса: занимайся своим делом и не рассеивай внимание. Почти все крупные компании мира так устроены: Coca-Cola, Microsoft и другие. Очень немногие превращаются во всеохватывающие бренды с собственным стилем. И это печально, поскольку сотрудники этих компаний могли бы отлично проводить время, если бы часть ресурсов шла на создание новых компаний или привлечение людей в новые области. С другой стороны, мы довольны тем, что компании этого не делают — лучше мы сами продолжим этим заниматься.

При этом, как бы Вы ни любили создавать новые компании, Вам неприятно с ними расставаться. Много раз в своей книге Вы с явным неприятием говорили об идее продажи компаний для получения прибыли. Вы называете это «той частью моей жизни, которая мне не нравится». Такая позиция прямо противоположна мнению многих предпринимателей, для которых продажа компании — главная цель ее создания.

Компания — это группа людей, так что по сути вы продаете группу людей. Если вам удалось создать по-настоящему дружную компанию, сотрудникам которой нравится на вас работать, а затем продаете ее тем, кто не разделяет такой же культуры, вы подводите этих людей. Наглядный пример — сделка по продаже Virgin America компании Alaska Airlines, после которой множество людей потеряли работу. Да, мы получили солидную прибыль. Но иметь чуть больше денег — это не то же самое, что руководить прекрасной авиакомпанией, отличными людьми и постоянно слышать, что тебе удалось создать лучшую в мире авиакомпанию. Это источник моего удовлетворения, а не количество долларов на счету.

Если Вы скажете это группе стартаперов из Кремниевой долины, многие вас попросту не поймут. Как бы Вы убедили предпринимателя, что продажа компании — не единственно возможная цель?

Я мог бы вспомнить 20 человек, продавших свои компании и ведущих теперь крайне скучную жизнь. У них много денег, но они продали свое детище, и теперь они проводят слишком много времени со своими семьями, лишившись главной цели своей жизни. Это один из моментов, которые я бы отметил. Но если они продали компанию, имея весомую причину — не чтобы гулять по своей яхте и есть икру, а чтобы использовать эти деньги и создать еще десяток компаний, тогда эти предприниматели любят созидать. Всегда есть две стороны монеты.

Милтон Фридман был прав, когда говорил, что прибыль важна. Однако он должен был добавить: «Ваши люди важны. Ваша культура важна. То, как вы управляете компанией с моральной стороны, тоже важно. Забота об окружающей среде важна. И ваша ответственность перед обществом не менее важна». Нужно сделать так, чтобы каждая компания об этом задумалась. Я уверен, что если все компании станут об этом думать, тогда мы сможем найти решение большинства проблем нашего мира.

То, о чем Вы говорите, можно свести к понятию предназначения. Получается, главный вопрос, который предприниматель должен задать себе, это каково его предназначение?

Да. Нужно задавать этот вопрос. Легко завязнуть в рутине, однако важно делать паузу и задумываться: «Зачем я живу на Земле? Как я могу изменить порядок вещей?»

В своей книге Вы вспоминаете историю из 2007 года, когда один из поездов вашей компании сошел с рельсов и погибла женщина. Вы поспешили на место аварии, встретились с семьями пострадавших, а теперь пишете, что «важнее всего после крупного происшествия быстро попасть на место, встретиться с ситуацией лицом к лицу, быть честным и проявить сочувствие». Тогда это казалось примером умного лидерства. Теперь становится понятно, что это пример лидерства с акцентом на предназначение.

В детстве, если я говорил о другом человеке что-то плохое, родители ставили меня напротив зеркала и заставляли десять минут смотреть на себя и говорить, как плохо это на мне отразилось. Поэтому я всегда стараюсь искать в людях только лучшее. В жизни нужно заботиться о других людях и хвалить их. Неважно, о ком именно речь. Если кто-то подходит и просит сфотографироваться, мне не составит труда сделать это. Так же и с более серьезными вещами — если кто-то погибает при крушении поезда, важно приехать, обнять родственников и вести себя с ними, как с собственной семьей. Это попросту по-человечески, так и нужно вести себя с окружающими. Если относиться к людям хорошо, возможно, однажды вы посмотрите в зеркало и поймете, что на вас это тоже отражается позитивно, и жить станет намного приятнее.

Мы обсуждали, что Вам не хотелось бы, чтобы с течением времени ход ваших мыслей становился консервативнее. Однако интересно, менялся ли Ваш взгляд на мир, и стал ли фокус на предназначении частью этих перемен.

Я думаю, что был человеком из 60-х. У нас был журнал, причем изначально я запустил его, чтобы протестовать против войны во Вьетнаме. В большинстве случаев, когда мы запускали новую компанию, мы не думали, как много денег сможем заработать. У нас всегда была какая-то цель. И когда я только начал, мне просто хотелось заниматься текстами, как вы сегодня.

Тем не менее Вы выбрали путь, который принес Вам много денег.

Я уверен, что мы питаемся примерно одинаково и вы спите на таком же матрасе, что и я. Больше денег означает больше ответственности. Уверяю вас, когда по вашему острову проходит ураган, разбираться с последствиями — большая головная боль.

По материалам "Richard Branson on the Importance of Taking Meaningful Risks", Entrepreneur.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу ZettelkastenКак делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу Zettelkasten
Волшебный пинок для начала твоей новой жизни. Как перестать тупить и начать что-то делатьВолшебный пинок для начала твоей новой жизни. Как перестать тупить и начать что-то делать
НЕ ТУПИ. Только тот, кто ежедневно работает над собой, живет жизнью мечтыНЕ ТУПИ. Только тот, кто ежедневно работает над собой, живет жизнью мечты

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)